Москва, 17.12.2020, 18:15:15, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.
Древний Рим и его история порой преподносят сюрпризы, например, существование гладиаторов-женщин. Такой культурно-спортивный феномен связывают с ростом популярности гладиаторских боев еще при первых императорах. Хотя женщины дрались на арене, при Августе барышням из сенатского сословия нельзя было смотреть на такое, а замужним дозволялось, но только из задних рядов.
Неудивительно, что первые гладиаторши появились при императоре Нероне: его буйная до болезненности фантазия часто поражала. Летописец Дион Кассий живописал падение нравов при Нероне, отмечая что при этом правителе знатные мужчины и женщины из высших сословий занимались несоответствующими их происхождению вещами. Например, играли в театре, водили колесницы, а также сражались на арене и участвовали в травлях зверей. Одной из задач гладиаторских игр было подготовка граждан к войне, и женский поединок придавал мужество всем римлянам.
Точную дату появления первых женщин-гладиаторов отметил Тацит, описывая помпезные игры 63 года н. э., в ходе которых для поединков на арену вышли сенаторы и женщины из знатных семей. По римским традициям участие в представлениях было позором для высокородных римлян — они могли быть зрителями и только.
На арену большинство женщин-гладиаторов попадали на арену тем же путем, что и мужчины: рабыни, проданные ланисте, свободные простолюдинки по собственному желанию. В целом, появление женщины-эсседария стало культурным шоком для римлян. Поначалу так называли воина-кельта, сражавшегося на колеснице, а позже эссендарий стал гладиатором, сражающимся на таком же транспортном средстве. Они использовали щиты овальной формы, доспехи и украшали шлемы плюмажем.
Участие гладиаторов-женщин увеличивало и без того огромные сборы
Разумеется, участие женщин в боях на арене поначалу вызвало ажиотажный спрос на билеты. В историю вошли женские игры, связанные с торжественным открытием Колизея при императоре Тите. Дион Кассий писал, что наравне с мужчинами бились и женщины-простолюдинки.
Женский поединок был необычным даже для избалованной римской публики, так что битва на арене Амазонки и Ахиллы стала популярным сюжетом для скульпторов и писателей. Хотя гладиаторские бои были всотребованным мотивом в искусстве, изображений гладиаторов-женщин не уцелело, разве что горельеф из Галикарнаса. Кстати, Амазонка и Ахилла — самые популярные сценические имена для выступления на играх. Поговаривают, что в качестве награды за победу на арене женщина могла стать свободной жительницей Рима.
Какой император запретил участие в боях гладиаторов-женщин?
После недолго периода расцвета игр с участием женщин пришла и пора забвения. В 200 году нашей эры правитель Рима Септимий Север указом запретил слабому полу биться в гладиаторских боях. Дело в том, что жестокость женских боев зашкаливала, кроме того, за участие в таком неблагородном виде спорта насмешкам подверглись все римские женщины, даже высокородные. Пятна на репутации патрициев никто не желал.
Современные археологи доказали, что гладиаторы-женщины действительно существовали: в 1996 года в Лондоне нашли древнеримское кладбище, а в могиле вне его стен обнаружена могила женщины. Кроме ее костей в могиле нашли останки животных, сосновые шишки и несколько ламп. На одной из них был изображен павший гладиатор, а на трех других — египетский бог Анубис. Артефакты доказывают, что дама была из низшего сословия, но свободная. Решение податься в гладиаторы было спонтанным, по всей видимости.