Не менее значимой после Пасхи является так называемая Антипасха, которая приходится на второе воскресенье после первого праздника. С перевода на греческий слово «анти» означает «напротив», условно говоря, Антипасха – это событие «напротив Пасхи». Антипасха является завершающим днем Светлой седмицы, когда происходит закрытие Царских врат и подходит к концу чтение литургии.
Вторая Пасха – это восьмой день после всем известной Пасхи. Примечательно, что и число «восемь» выбрано неслучайным образом, обозначающий восьмые сутки существования мира. До этого был инициирован Страшный суд, когда нагрешившие души отправились познавать вечные муки в ад, а добродетели ушли на покой в рай. Таким образом, существующий мир испытывает обновления, становится чище и добрее. Об этом еще писал апостол Иоанн Богослов в своем религиозном труде «Апокалипсис». Говоря иными словами, Пасха – это праздник вечного, ведь этот процесс происходит постоянно и никогда не прекращается.
Легенда о Фоме неверующем
В православной традиции Антипасху именуют неделей Фомы или Фоминой неделей. Такое наименование также имеет исторические корни, связанные с очень древней легендой или преданием. Когда Иисус Христос восстал из мертвых и явился перед своим близким окружением в лице преданных учеников, среди которых одного не обнаружилось. В момент великого Пришествия Святой Фома не присутствовал. Когда он вернулся к своим соратникам и выслушал их историю о произошедшем, он в нее сразу не поверил, поскольку не имел возможности лично пообщаться с Иисусом Христом. Так в народе и возникла поговорка о «Фоме неверующем» как о человеке, не верующем в очевидное. Святитель Игнатий придерживается позиции, что поведение Фомы вызвано не его неверием, а тем, что небывалая радость заслонила ум и сердце апостола по подобию шокового состояния.
Спустя восемь дней после Воскрешения Иисуса Христа, согласно Евангелие от Иоанна, сторонники Сына Божьего собрались вместе, среди которых также был тот самый Святой Фома. В закрытой комнате Иисус Христос предстал перед ними и пожелал мира. Именно тогда Фома действительно сумел поверить в существование Бога. В православии закрытая дверь, как правило, означает всемогущество, величие Бога и его трансцендентность. Мораль этой истории заключается в том, что Всевышний существует вне зависимости от того, видит ли его человек или нет, а образ Фомы служит ориентиром для тех, кто еще сомневается в этом вопросе, ведь Иисус воскрес именно физически.
Альтернативный путь к Богу
Далее апостол Фома обратился в дальний путь, основав христианские храмы в Палестине, Месопотамии, Эфиопии и Индии. Последняя страна стала конечной точкой его существования, где сын и жена индийского правителя приняли христианство, за что Святого отправили жить последние дни в темнице. В тюремной камере мужчину пытали, после чего впоследствии казнили, сразив пятью копьями. Мощи апостола переданы в храмы Венгрии и Индии.
Отечественный епископ Диодор считает, что у каждого человека может быть совершенно различный подход к вере. Кому то, как и апостолу Фоме, могут потребоваться факты и доказательства, в чем также нет ничего плохого. Сомнения и стремление к рациональности является частью человеческой природы.
В народе Антипасху называют также «красной горкой», временем, когда верующим принято ходить на могилы близких, чтобы почтить их память и привести их в порядок после затяжной осени и зимы. В православии Антипасха отмечается не менее эффектно, чем сама Пасха: поются пасхальные каноны и соблюдаются все характеристики богослуженческих обрядов. В древние времена перед Воскресением Христовым верующие облачались в светлые одеяния и носили их вплоть до начала Антипасхи, то есть на протяжении восьми дней. Именно поэтому неделя после Пасхи получила название Светлой.