Москва, 15.12.2020, 19:08:14, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.
Английский премьер-министр Уинстон Черчилль не был красавцем или приятным в общении, однако на всяк товар свой купец. Пришло время, и неординарный мужчина привлек внимание Клементины Огилви-Хозьер. Вместе они прожили более полувека, пронеся через всю жизнь романтическое чувство. Как Клементине удавалось поддерживать к себе интерес капризного Черчилля, догадаться несложно.
Встреча Уинстона Черчилля и Клементины Огилви-Хозьер была судьбоносной
Когда речь идет о любви, все факты и нелицеприятные воспоминания современников смягчаются — в случае с Уинстоном Черчиллем негативных оценок его личности куда больше, чем позитивных. Был он придирчивым, капризным и циничным, так что найти спутницу жизни ему было крайне сложно. Однако судьба свела его с такой: идеальная будущая кандидатка с кристально чистой репутацией встретилась политику на светском приеме. Но он так перетрусил, что не смог даже пригласить ее на тур вальса.
Следующая встреча на очередном светском приеме состоялась спустя четыре года. И надо отдать должное — Черчилль взял инициативу в свои руки. Уже спустя полгода в Бленхеймском дворце (не где-нибудь, а в родовом гнезде герцогов Мальборо) Уинстон сделал предложение. И хотя ни внешне, ни по ухажерским повадкам Черчилль не впечатлял, мисс Огилви дала ему шанс: свадьбу сыграли в 1908 году.
Черчилль: «Я женился в сентябре 1908 года и с тех пор жил счастливо»
За то, что пара слыла идеальной, надо благодарить мудрую и кроткую Клементину. Это на ее долю выпадали постоянные смены настроения мужа (весьма вероятно страдавшего от биполярного расстройства), его циничный взгляд на жизнь, его наполеоновские планы и его политические крахи.
Очень скоро после свадьбы Клементина Хозьер вывела формулу семейного счастья: «Никогда не заставляйте супругов делать ЭТО!». Не пытайтесь их переформатировать для собственного удобства — поздновато.
Черчилль не отличался приятностию в быту, вместе супруги предпочитали даже не завтракать. Уинстон шумно ел, много пил с самого утра и не выпускал изо рта сиграу. «Мы с женой два или три раза за 40 лет совместной жизни пробовали завтракать вместе, но это оказалось так неприятно, что пришлось прекратить», — писал в мемуарах политик и брюзга.
Огромные комплексы Черчилля рикошетили по Клементине
Современные психиатры почти на все сто уверены, что английский политик был исключительно закомплексованной личностью: отсюда все успехи. Иными словами, робкий застенчивый юноша в один момент решил прожить свою жизнь «от противного» — во что бы то ни стало стать бретером, циником, властителем умов. Такая жизненная стратегия не редкость, но Клементине попутно приходилось терпеть многочисленные побочки мужниного выбора. Ей наверняка льстило, что соотечественники назвали мужа «самым великим британцем в истории», но темную его изнанку знала только она.
Мисс Огилви-Хозьер появилась на свет в аристократической лондонской семье и уже с юности отличалась серьезностью, сдержанностью, нелюбовью к пустословию. При этом была настоящая красавица, без кокетства и дешевых трюков лондонских львиц. Идеальная спутница жизни для премьер-министра, которая не боялась указывать супругу на его недостатки.
То, что Черчилль принимал многие политические решения только после совета с женой, говорит о том, насколько он ценил ее мнение и отрезвляющую критику. Кризис в отношениях наступил после смерти младшей дочери в 1921 году, но и тут Клементина Хозьер оказалась на высоте. По сути, именно она cформировала Черчилля и сделала его первым министром — своей поддержкой, конструктивом, неусыпной заботой и бесконечным терпением. Безусловно, это была истинная любовь, роман длиною в жизнь.
Смерть любимого Уинстона подкосила Клементину: она прожила еще 12 лет, погрузившись в благотворительность и общественную деятельность. Благодаря ей свет увидели неоконченные мемуары Черчилля.
Клементина Хозьер была частым гостем в СССР: супругу покойного политика чествовали в Ленинграде, Одессе, Ростове-на-Дону, Пятигорске и Кисловодске. Побывала она и в Крыму, который поразил ее своей недмирностью и простором.