Ликование, наполняющее души православных при вести о Воскресении Спасителя, настолько велико, что одного дня для празднования этого события мало. Торжество из торжеств длится ещё сорок дней. С завершением Светлой седмицы — первых семи дней — пасхальная радость не заканчивается, а обновляется в неделю 2-ю по Пасхе.
Как называется вторая неделя после Пасхи, какие праздники
По сложившейся традиции каждый из воскресных дней (или, согласно лексике православных богослужений, — недель) после Великого праздника именуется определённым образом, и отсчёт их начинается именно с Христова Дня. Неделей первой является непосредственно Пасха, а через седмицу после неё наступает вторая неделя после Пасхи. Этот воскресный день называется Фоминым Воскресением, Антипасхой или Уверением апостола Фомы.
Это чрезвычайно важное событие для каждого православного:
- в чтениях, посвящённых ему, переплетаются воспоминания о св. Фоме, убедившемся в истинности Воскресения Спасителя, и о радостном ликовании, наполнявшем души верующих в момент благой вести о пасхальном чуде;
- богослужение проводится по чину двунадесятых праздников;
- следуя непосредственно за Светлой седмицей, Антипасха становится завершением наиболее торжественной части Великого Дня.
Поэтому когда Фомино Воскресение называют восьмым днём Пасхи — подчёркивают его смысловое наполнение: обретение высшего пути к вере. Ещё одним важным моментом в православных канонах, связанных со Светлой седмицей, является её сопоставление с сотворением Господом нашего мира. В этом ракурсе второе воскресенье после Пасхи отождествляется с восьмым днем творения, являясь прообразом Царства Небесного на земле.
Вторая неделя после Пасхи — Фомина, Проводная неделя, что можно и что нельзя делать
• В народном календаре воскресенье на этой неделе называли Красная горка или Яриловица. Это был еще один день встречи весны. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке. Кругом собирались взрослые и дети, пели песни, «гушкалiся на арэлях» — качелях, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками это чучело сжигали.
• Понедельник на Фоминой неделе называется Живая Радуница, может быть, потому, что на завтра, во вторник, называемый Мертвой Радуницей, мы будем вспоминать умерших предков.
• В этот день разрешалось работать в саду и огороде — обрезать сучья, сажать и пересаживать деревья: «Святая Радаунiца-садоунiца! Сады садзiць i палiць».
• Хозяйки готовили праздничный обед для завтрашнего дня. В народе считается: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.
• Вторник на этой неделе — один из главных дней в цикле поминовения предков — Радуница. Традиционным для славян поминальным днем является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности допущено исключение, потому что оно подчинено фундаментальному закону традиционной культуры, в основе которого лежит универсальный ритм почитания умерших. Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. По представлениям наших предков, кладбище было не столько местом физического захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с представителями мира Вечности, причем точно определялось не только место, но и время встречи.
• Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: «На Радаунщу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць». Утром хозяйка не отходила от печи, завершала подготовку всех необходимых ритуальных блюд, потом наводила порядок в хозяйстве и, наконец, начинались приготовления к праздничной части дня. Семья одевалась во всё нарядное, брала с собой чистую льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца (одно из них было обязательно освященным, его съедали в начале поминальной трапезы), соль, бутылку водки. Всё это складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости, потому что люди шли на не совсем обычную встречу. Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню, а затем уже на кладбище.
Беременным женщинам крайне нежелательно посещение кладбища.
• В этот день или накануне наводили порядок на могилах своих родственников. Нужно было нарезать дерн, обложить им по периметру могилы. Потом посыпать их свежим желтым песком, украсить надмогильные кресты новыми, специально принесенными атрибутами народного ткачества.
• Напоминаем, на надмогильный крест повязывали следующие опознавательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен:
— белый венок на крест, который стоял на могиле, где была похоронена девушка;
— белый фартук на крест на могиле женщины;
— белый ручник повязывали на надмогильный крест там, где похоронен мужчина или молодой человек.
• Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле или (что делалось реже) у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу.
• Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов:
— блюдце;
— чарку с положенным наверх одним кусочком хлеба;
— пасхальное неосвященное яйцо;
— что-нибудь из продуктов животного происхождения (кусочек копченой полендвицы или домашней колбасы);
— домашнее печенье, одну конфету;
— неживые (искусственные) цветы, обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность! (Как парадоксальна традиция сегодняшнего дня — ходить на кладбище с парным количеством живых цветов!).
• После этого все «хрыстосавалiся з памершымi» — хозяйка брала пасхальное освященное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику, затем яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапеза начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.
• Затем отец (или дед, тот, кто был самым старшим среди присутствующих) брал бутылку и наливал водку в единственную чарку (чару), принесенную с собой.
Несколько капель налитого (примерно одну треть) «старейшина» отливал на могилу, среднюю часть выпивал сам, а последнюю треть оставлял (те самые «слезы» на дне рюмки). Чарку снова доливали и передавали следующему из присутствующих по старшинству. Тот и последующие участники обряда снова и снова повторяли в точной последовательности ритуальное действие. Когда чарка обходила всех, оставшуюся на дне водку опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне «слеза») была нацелена на соединение рода, семьи, сохранение живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной.
• Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. В том случае, если кто-то умер в текущем году и боль утраты еще не притупилась, то не обходилось без голошений и слез.
• Сегодня многие делают у могилы столики и небольшие лавочки, явно моделируя домашнее застолье. Это правильно, но только не стоит выносить эти столики за ограду. Ощущение такое, что вы постояли у порога родного дома, а зайти в него не пожелали.
Среди белорусов бытует строгий запрет «трогать» землю до Радуницы или до Благовещения (если Радуница приходится на позднюю весну). Это может обернуться продолжительной летней засухой и как следствие — неурожаем, а также повлечь за собой смерть кого-либо из близких родственников, поэтому сначала следовало навести порядок на могилах своих предков — заручиться их поддержкой, получить благословение, а затем начинать цикл сельскохозяйственных работ.
• Блинами, которые пеклись к этому дню, кормили овец. Считалось, что тогда они лучше ягнятся.
• Если в этот день вывезти хотя бы воз навоза на поле или огород — всегда будете с урожаем.
• На родительский день можно увидеть вещий сон «от родителей» или умерших родственников. Придя на кладбище, совершите три поклона и скажите:
«Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Питание на второй неделе после Пасхи
В первые дни после поста надо питаться по-особому: есть понемногу, но через каждые 2-3 часа. Мясо в эти дни есть вообще не надо; если есть желание, можно приготовить курицу – запечь без кожицы в духовке, или мясо индейки, но лучше рыбу – нежирную, речную. Можно приготовить нежирный куриный или рыбный холодец – это украсит праздничный стол.
Говядину, свинину и другое тяжёлое мясо можно понемногу есть через 5-6 дней после Пасхи, утку и гуся – через 7-10 дней, а вот от магазинных колбасных изделий и прочих копчёностей лучше вообще отказаться: ведь вы отлично без них обходились в пост? По крайней мере, их употребление стоит резко ограничить – это принесёт пользу не только здоровью, но и кошельку.
Мясо же лучше есть не в жареном виде, а готовить паровые котлеты, тефтели, мясные запеканки с овощами, и суфле – всё понемногу и постепенно. На гарнир печёная морковь, свекла, тушёная капуста, запечённый картофель или рассыпчатый отварной рис.
Чего не следует есть сразу после Поста
Нельзя есть грибы после поста – это тяжёлая пища, тем более грибы маринованные. Приготовьте овощные, фруктовые, крупяные блюда, и добавьте к ним больше зелени – лука, петрушки, укропа. Такое меню полезно, и к тому же эта пища легко усваивается. Разумеется, речь не идёт о салатах с майонезом – заправляйте их растительным маслом, желательно оливковым. Можно добавить в салат маслины.
Свежей выпечкой увлекаться не стоит – особенно при проблемах с пищеварением, и об этом наши прабабушки тоже знали: куличи они выпекали заранее — в четверг, а не в субботу, чтобы они успели немного «подсохнуть», и не причиняли вреда желудку. Можно съесть небольшой кусочек освящённого кулича – не более половины ладони, и столько же пасхи из творога.
Супы в первую неделю после Пасхи надо готовить лёгкие: овощные, крупяные, фруктовые, и отказаться от крепких бульонов, мясных и рыбных.
Не стоит также «отводить душу», поедая калорийные сладости – торты и пирожные с масляным или сливочным кремом. Готовьте фруктовые салаты, запечённые фрукты, компоты из сухофруктов, морсы и свежевыжатые соки. Если уж очень хотите торт, съешьте кусочек творожного, фруктового или со взбитыми белками.
Спиртное (алкоголь) после Поста
Отдельная тема – спиртное. Наш народ, к сожалению, под спиртными напитками чаще всего понимает водку. Но стоит всё же помнить, что православная церковь никогда не поощряла её употребление, и оправдать его вообще-то нечем.
Так что хотя бы тем, кто считает себя верующими, следует ограничиться в праздничный день красным вином, желательно кагором или каберне, и не больше одного стакана. В последующие дни это количество можно увеличить – при желании, или выбрать лёгкое натуральное пиво – в небольших количествах оно даже может способствовать пищеварению.
Не стоит сразу начинать пить кофе, а тем более газированные напитки: пейте свежезаваренный чай, минеральную воду, квас – уж он-то на Руси всегда был популярен. Можно приготовить отличный квас в домашних условиях – это несложно, и вы будете точно знать, что ваши домашние пьют полезный и чистый напиток.
Наши предки, когда разговлялись после поста, ели совсем не ту еду, что мы с вами сегодня. Каким бы ни был стол – богатым, обильным, или более скромным, блюда к нему были приготовлены из экологически чистых продуктов – но сегодня их почти нет. Вместо этого мы имеем консерванты, ароматизаторы, пеногасители, красители, усилители вкуса и ещё множество всяких достижений современной пищевой промышленности, так давайте хотя бы не будем перегружать наш терпеливый и многострадальный организм лишними порциями еды и алкоголя – как в праздник Пасхи, так и в другие дни.
Вторая неделя после Пасхи, службы
В период Фоминой недели в Православной Церкви читаются проповеди о том, как изменилась жизнь людей после Воскрешения Иисуса Христа. Дело в том, что раньше язычники пытались всячески вытеснить ценность христианства для верующих людей, но с появлением Иисуса стало понятно, какой огромной силой обладает Господь. Во время богослужения, священник читает прихожанам специальную молитву, которая носит название «На Неделю Новую». Эта молитва была популярной еще во времена расцвета Византийской Империи, и считалась главной во время Антипасхи. Также на службе читается история о явлении Иисуса Христа народу после Его Воскресения.
Священники не раз напоминают прихожанам о том, что верить Господу нужно во всём, а тех, кто скептически относился к чудодейственной силе Спасителя, называли Фомой Неверующим. Стоит помнить, что во время Литургии нельзя совершать земные поклоны, если это приходится на вторую неделю после Великой Пасхи, но очень важно каждый день прочитывать молитвы, достигая единства с Богом, и переставая уподобляться Фоме, который до последнего не мог поверить в Воскресение своего Учителя.