Москва, 11.12.2020, 18:14:00, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.
Восток — дело тонкое, порой настолько тонкое, что нам его не понять. Древние законы Османской империи поражают своей жестокостью, например, закон Фаттиха, позволяющий убивать братьев. По мнению тогдашнего султана Мехмеда Фатиха, трон нужно оберегать, как зеницу ока. Так что любой посягнувший на престол, пусть даже это родной брат, должен умереть. Государственные цели куда выше личных — так повелось у османов.
Султан, ставший автором «закона о братоубийстве», совершил немало военных походов. Но еще он оставил немало юридических схем, действовавших на протяжении веков. Однако Мехмед Фатих прославился своим законом от 1478 года «О престолонаследии». Мировая юриспруденция не знала доселе, что братоубийство может быть законодательно оправдано. Если вкратце, то закон гласил, что любой человек, осмелившийся посягнуть на трон повелителя, должен быть предан казни. Даже если это будет ближайший родственник (а именно они и были главными конкурентами, особенно братья).
Обилие сводных братьев ожесточало борьбу за власть у османов
Братоубийственная юридическая норма должна была способствовать закреплению прав на престол наследников самого Фатиха, а не его сводных братьев (шехзаде) и дядей. Эти коварные родственники постоянно подначивали выступить против суверена и поднять народное восстание. Так что Фатих решил профилактировать подобные заговоры: найдя конкурентов мужского пола, нужно было их просто устранить. А причина всегда найдется.
Османы унаследовали представление о том, что пролитие крови членов династии недопустимо, поэтому родственников султанов казнили, удавливая их с помощью тетивы лука. Хоронили сыновей султана, убитых столь изысканным способом, с почётом, обычно рядом с умершим отцом-падишахом.
Последний раз закон о братоубийстве сработал в 1808 году, когда Махмуд II расправился со своим братом Мустафой IV. Закон канет в Лету вместе с распадом Османского государства после поражения в Первой мировой войне в 1922 году.
Закон Фатиха — образец жестокости и политического цинизма
Фатих был мудр, и как дитя Востока, понимал, что любая империя держится не только на военных завоеваниях, но и на мощной идеологии. Устойчивость в удержании и передаче верховной власти — краеугольный камень спокойствия в стране. Пример Римской империи эпохи её упадка, когда императором мог стать фактически любой, кто предложит больше денег преторианцам, столичной гвардии, был ярким примером как не надо делать.
Кстати, обвиняемых братьев, чьи дела находились на рассмотрении, содержали либо в замке Балыкхане, либо в Эдикюле. Свою участь они узнавали по цвету шербета, которую им приносили. Белый — оправдание, красный – признание виновным и смертную казнь. Казнь происходила после того как осужденный выпивал свой шербет. Тело казненного выбрасывали в Мраморное море, головы отправляли великому визирю в качестве доказательства совершенной казни.