Самая известная отшельница России, староверка Агафья Лыкова родилась и всю жизнь прожила в Хакасской тайге, вдали от цивилизации. В этом году ей исполняется 76 лет. По состоянию здоровья женщина уже не может вести хозяйство как прежде, но покидать родные места наотрез отказывается.
Агафья Лыкова, что о ней известно
Агафья Лыкова родилась в тайге в 1944 году. Несколькими годами раньше, когда началась коллективизация, ее родители — сибирские староверы Карп Осипович и Акулина Карповна Лыковы — вместе с двумя маленькими детьми ушли из своей деревни.
Они построили деревянную избу на берегу Абакана, добывали пропитание охотой, рыбной ловлей, сбором ягод, грибов и орехов в лесу. У избы развели огород, выращивали овощи. Спустя несколько лет у них родились еще двое детей, младшей была Агафья.
В 1978 году их поселение случайно обнаружили геологи. К тому времени уже не было в живых Акулины, она умерла от голода в 1961 году. К Лыковым зачастили гости, что, вероятно, и стало причиной заражения какой-то вирусной болезнью, окончившейся гибелью всех членов семьи. В живых осталась только Агафья, вероятно, как самая молодая, имеющая более сильный иммунитет.
Как отшельница выживает в тайге в полном одиночестве
С 1988 года Агафья Лыкова живет на своей заимке совершенно одна. До ближайшего поселения 250 километров, которые можно преодолеть только пробираясь по бездорожью дремучей сибирской тайги.
Периодически у нее бывают гости, часто приезжают волонтеры, помогают по хозяйству, но долго в условиях тайги никто не выдерживает. Да и у самой Агафьи неуживчивый характер, ей тяжело приспособиться к присутствию чужих людей.
В 1990 году Агафья попыталась перебраться в монастырь, приняла постриг, но через несколько месяцев вернулась обратно в тайгу.
Одно время недалеко от заимки Агафьи построил избу и поселился такой же отшельник Ерофей Седов. Он помогал ей по хозяйству, но в 2015 году заболел и умер. С тех пор Агафья живет одна.
Духовность и затворничество Агафьи
В пятилетнем возрасте Агафья прошла обряд крещения, существовавший до раскола церкви в 17 веке, а также выучила церковный устав того времени. Единственным способом, по мнению женщины, сохранить душу и тело — это уединение с природой и отречение от цивилизации. Несмотря на запреты старообрядческой веры по употреблению картофеля, Агафья Карповна Лыкова употребляет его в пищу. Хотя она чтит законы духовенства и верит, что жизнь остановится без церковнослужителей и все человечество сгинет с лица земли.
Тяжелая жизнь в таежном лесу среди гор и рек только укрепила ее веру бога. Основными продуктами пропитания отшельницы являются ягоды, грибы, зерновые культуры и корнеплоды, выращенные на собственном огороде. В рацион Агафьи входит и рыба, пойманная ей лично, а также мясо местных животных. Добывать зверя ее научил отец, от него же и осталось старенькое охотничье ружье.
О том, как выращивать и хранить выращенные культуры, в семье Лыковых передавалось из поколения в поколения. Одежду Агафья делает своими руками из пряжи собственного производства, которую она прядет из конопляного волокна. В семье именно она занималась ткачеством и обеспечивала всех одеждой, особенно после смерти матери. Живя в дали от благ цивилизации, приходится рассчитывать только на собственные силы, чтобы обеспечить себя всем необходимым.
Родственники и помощники
На зиму женщине завозят вертолетом муку, крупу, картофель, овощи и фрукты, комбикорм для скота, живых кур и новые окна, которые поручил вставить губернатор Сергей Цивилев.
Помогать ей по хозяйству зимой летит алтайский старообрядец Алексей Уткин, который познакомился с таежными отшельниками много лет назад, будучи геологом. Уткин застал в живых почти всю семью Лыковых и неоднократно зимовал на заимке. Сейчас собирается прожить в тайге как минимум до весны.
Личная жизнь Агафьи Лыковой
Личная жизнь Агафьи не сложилась, она не вышла замуж и не родила детей. В женском старообрядческом монастыре в 90ом году приняла постриг и дала обет безбрачия. Из-за идейных расхождений со служителями церкви Агафья вернулась в свою хижину, не прожив и года в монастыре. За долгое время, живя одной в таежной глуши, она совсем отвыкла от людей, поэтому блага цивилизации ей оказались чужды.
С каждым годом Агафье все тяжелее справляться с хозяйством самостоятельно, поэтому отшельница с удовольствием принимает любую помощь от чиновников, держащих с ней постоянную связь, а также от рыбаков и охотников забредающих в эти края. Не смотря на все трудности таежного быта, оставлять родные места Лыкова не хочет.