Москва, 20.12.2020, 18:13:21, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.
Кровавый финал царской семьи вот уже сто лет будоражит умы и заставляет предприимчивых людей искать несметные сокровища Романовых. Вполне логично предположить, что за несколько веков царствования и эксплуатации народного труда клан накопил немало. Где же искать романовские алмазы пламенные?
Историки до сих пор не в состоянии оценить число ценностей, вывезенных после Революции 1917 года, а уж судьба сокровищ семьи Романовых интересует многих, не только историков. Точной статистики по-прежнему нет, да и взяться ей неоткуда: в свое время архивы были заблаговременно засекречены или даже уничтожены. По мнению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, из России в 1917 году вывезено 8/10 всех художественных или ювелирных ценностей. Внезапно оказавшись перед лицом страшнейших обстоятельств, люди брали с собой самое ценное и компактное — бриллианты.
Опись ценностей царского дома Романовых существует
Большевики виноваты во многих жестокостях и даже расстреле царской семьи, однако после прихода к власти, экспроприация проводилась системно. И в 1920-х годах была составлена опись ценностей Романовых, работа проводилась госкомиссией под руководством академика А.Е. Ферсмана. С приходом социалистической власти сокровища царского дома автоматически превращались в государственное достояние.
Согласно описи академика Ферсмана, страна владела уникальным собранием ювелирного искусства — около 800 предметов. В мире аналогов не было и быть не могло. Всё принадлежавшее царю и его фамилии, было выставлено в Колонном зале, так что на достояние молодой республики мог пойти полюбоваться каждый. Сегодня из 800 изначальных предметов на выставке Алмазного фонда представлено лишь 114 лотов, но даже при этом мы остаемся владельцами по-прежнему самой уникальной сокровищницы планеты.
Куда уплыли сокровища царского клана Романовых?
Экспозиция царских сокровищ сильно похудела: исчезло с десяток бесценных диадем, не стало венчальной и малой императорской короны, а также сорок лучших пасхальных яиц Фаберже (их было 50 в семнадцатом). «Мелочевка» вроде полотен и гобеленов, фарфора и дворцовой мебели, икон и книг учету уже не поддается.
Сокровищница Романовых начали таять еще при большевиках: сопротивляться власти бриллиантов невозможно. Культурные ценности утекали из молодой страны разными путями, и пояснить это было несложно. Молодому социалистическому государству нужна была валюта, и ее получали на иностранных аукционах, куда уходили российские ценности (не обязательно царской семьи, бриллиантов и бесценных коллекций в стране было предостаточно).
Для сбора сокровищ семьи Николая Второго, оценки и продажи был создан Гохран (Государственное хранилище ценностей Наркомфина). Интересные экспонаты царского клана всегда были предметом мечтаний многих коллекционеров по всему миру, так что императорская ювелирка мгновенно уходила с аукционов в том же Берлине или Лондоне. «Бриллианты для диктатуры пролетариата» — книга Юлиана Семенова, добротно описывает быт Гохрана. Ленинский декрет «О продаже антикварных ценностей за границу» был подписан в 1920 году, так что эти самые «ценности» стали отбирать с упором на перспективу продажи.
Уникальные сокровища Романовых навсегда осели в частных коллекциях
Романовы снабдили многие частные коллекции своими уникальными украшениями. Например, бриллиантовая венчальная корона императрицы Александры Фёдоровны оказалась в 1927 году на уважаемом аукционе «Кристис» в Лондоне. Пройдя несколько перепродаж, венец очутился в коллекции богатейшей наследницы США Мерривезер Пост, чей супруг в 1937 году был назначен послом в Москву.
Другой американский миллионер приобрел оптовую партию картины из Эрмитажа, который начинала собирать еще Екатерина Великая. Век назад у нашей страны не было валюты на закупку станков и тракторов, так что министр США Меллон согласился на бартер: европейских Рафаэля, Ван Дейка, Тициана поменяли на тракторы для агросектора СССР. Эндрю Меллон купил у советского правительства 21 картину за 7 млн долларов.
Спустя век бесценные полотна Эрмитажа — это гордость Национальной галереи искусств столицы США. Там же осели две работы Рембрандта, проданные князем Феликсом Юсуповым — убийцей Распутина. Судя по таможенным архивам, эмигрантский поток иссяк к 1923 году, к тому времени сокровища императорского дома уже получили новых владельцев.