Москва, 05.12.2020, 21:41:20, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.
Советский Союз строго карал шпионскую деятельность, и судебные процессы над предателями были, как правило, показательными. Мера пресечения избиралась жесточайшая — расстрел, что было ясно и недвусмысленно прописано в указе от 12 января 1950 года «О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам». Но шпионы орудовали всегда, и в истории СССР особо запомнились три таких дела, закончившихся неизбежным расстрелом.
Адольф Толкачев шесть лет шпионил на США
Адольф Толкачев был образованным человеком, работал в НИИ радиопромышленности и имел доступ к засекреченным разработкам самолета-невидимки. В сентябре 1978 года Толкачев решил взять судьбу в свои руки и первым предложил услуги по продаже совсекретных данных посольству США — посредством записочки под дворником дипломатического авто. Предлагал долго, но резидентура не клевала почти год. Лишь с четвертой по счету записки предателя его «заметили»: первая встреча состоялась 1 января 1979 года, последняя — в 1985 году.
За шесть лет Толкачев слил американцам данных на 789,5 тысяч рублей. Еще почти два миллиона рублей он скопил на валютном депозите в иностранном банке на случай бегства за границу, где наступит вожделенная сладкая жизнь. Самое горькое в судьбе шпиона то, что он не живет нормально и не может открыто пользоваться своим богатством. Все эти годы сотрудник НИИ Адольф жил скромно и был достаточно умным, чтобы не высовываться.
Раскрыл шпиона один из его кураторов из ЦРУ — Эдвард Ли Говард, которого поперли из разведки за наркоманию. Из мести Говард выложил все имена, пароли и явки, и 9 июня 1985 года Толкачева арестовали. Он не стал отпираться и признался во всем, умоляя не расстреливать. Но закон неумолим: 24 сентября 1986 года приговор был приведён в исполнение.
Петр Попов семь лет был двойным агентом ЦРУ
Петр Попов подался в шпионы в 1954 году, когда ему было тридцать лет — вполне сформировавшаяся личность. Надо отметить, что после войны Попов в 1951 году окончил Военно-дипломатическую академию и был направлен в расположение советского военного контингента в Австрии. Его прямой обязанностью была вербовка местных для подрывной деятельности в Югославии, с которой в те годы СССР не в ладах.
Очевидно, способности Попова — офицера и дипломата — настолько поразили американцев, что они предложили щедро оплачиваемое сотрудничество. С 1954 года Попов — агент «Грейспейс»в специально созданном для него подразделении ЦРУ SR-9 (Soviet Russia). Попов раскрыл всё самое дорогое для ГРУ и КГБ СССР: структуру, схему, образовательную систему. Оборотень также передал ряд ценных сведений о военной доктрине Союза и ядерных военных учениях в районе Тоцк.
Провалился такой подкованный агент случайно: ЦРУ 23 декабря 1958 года отправил инструкции на адрес семьи Петра Попова в Калинине (секретарь ЦРУ попросту ошибся, но как крупно). После этого ничего не подозревающего офицера отозвали в Москву и установили за ним круглосуточное наблюдение. За пару месяцев сняли все его явки, зафиксировали факты шпионской деятельности, а 18 февраля провели задержание на Ленинградском вокзале в Москве. Через два года шпиона расстреляли.
Леонид Полещук — шпион, предавший Родину дважды
Леонид Полещук не был случайным гражданином, попавшим в сети ЦРУ. Он шел на предательство с открытыми глазами и неприкрытой жаждой наживы. Получив в 1970 году назначение в Непал, сотрудник внешней разведки КГБ СССР не выдержал знакомства с местным колоритом: алкоголь, женщины и азартные игры морально разложили советского офицера.
После очередного проигрыша в казино и растраты денег резидентуры, Полещук решил найти побочный заработок в стане врагов. Местный резидент ЦРУ Джон Беллингхем легко поправил финансовое состояние Полещука, но начавшееся сотрудничество внезапно прекратилось. Неустойчивого в моральном плане офицера КГБ отзывают на Родину, а сам Полещук кураторам заявил, что больше с ЦРУ не сотрудничает. Так и было — ровно 10 лет, в течение которых Полещук сделал карьеру и стал еще интереснее американцам (они-то его из виду не упускали!).
В 1984 году подполковник Полещук служит уже в Нигерии, где решает возобновить контакты с ЦРУ. И Ричард Бал (местный црушник) вскоре получает всю сеть советских разведчиков и агентов в Нигерии. Суд признал предателя виновным, а 12 июня 1986 года его расстреляли.