Навий день — обряд воскрешения мертвых и посещения могил с приношением треб.
Треба — исконно славянский термин, означающий богослужение, приношение, жертва, отправление таинства или священного обряда. По-славянски «треба» означает «Т» — тею (творю), «Р» — Ра (Бог), «Б» — ба (душа) = «Творю Боговой душе».
Навий день 23 апреля славянский праздник, что за праздник
Славяне хоронили родичей в курганах, на этих высоких насыпях творили тризну, клали требу, совершали возлияния. В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая:
Свети, свети, Солнышко!
Дам тебе яичко,
Как курочка снесет в дубраве,
Отнеси его до раю,
Пусть все души радует.
Требы славян — это пища, предметы обихода, но только те, которые сделаны своими руками. Из еды и питья — это: кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги).
«Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…», т.е. требы каждому Богу соответственно определены.
В воду бросают скорлупу освященного красного яйца. Считается, что скорлупа доплывет до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминают) к Русальному дню.
В ночь перед Навьим днем навьи (чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины.
Традиции и обряды, приметы и поверья
Древние славяне свято верили, что если готовить что-то своими руками, с любовью думая о почивших, то можно насытить творение (печенье или пирожок) энергией. Она в свою очередь станет питанием и насытит Души родичей.
В этом смысле треба являлась жертвенным приношением живой энергии, очень необходимой и важной (по мыслям древних славян) Богам и предкам.
Но перед тем как воздавать требу Богам и родственникам, нужно было выполнить личное очищение всеми стихиями. Для этого брызгали водой, обносили огнем, окуривали воздухом и посыпали землей.
Детвора в этот день «закликала» первый весенний дождь. Следить за облаками и небесными тучами начинали уже с раннего утра. Если природа одаривала людей дождем, все наперебой спешили умыться «водицей небесной». Старики утверждали, что это обязательно принесет счастье.
В Навий день важно было идти к могилам родственников тем же путем, которым продвигалась похоронная процессия. Уходить от него следовало так, как уходили в день похорон. Предполагалось, что таким образом почившему родственнику будет легче найти путь к живущим (через сон) и помочь советом в случае необходимости.
В Навий день после захода солнца славянами разжигались огни. Это делалось вдали от людских глаз. Разжиганием огня умерших родственников «согревали».
Исполнители обряда брали в руки ветвь и, называя имя почившего, к которому не смогли прийти на могилу, бросали ее в огонь для него. Также предавали огню в честь этого человека и пищу.
В Навий день запрещались гулянья, веселье и пьяные празднества. Допускались только тихие «посиделки» среди родственников с обязательным поминовением тех, кто ушел в другой мир.
Кода наступала ночь, люди ложились спать также с мыслью об усопших. Они надеялись, что встреча во сне обязательно произойдет. Люди верили, что завеса тайны откроется: они узнают, как живут их родственники в другом мире и получат ответы на все свои вопросы.