Москва, 22.12.2020, 18:53:35, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.
Дуэль — еще один обычай, который средневековые феминистки отобрали у мужчин. Первым задокументированным случаем дамской дуэли был поединок между двумя титулованными дамами во Франции времен «Трех мушкетеров». Осенью 1624 года маркиза де Нель и графиня де Полиньяк дрались на шпагах, поскольку не поделили благосклонность герцога Ришельё. Графиня одержала победу, задев ухо соперницы и оставив о дуэли подробные мемуары. Так что феномен женской дуэли уходит своими корнями в Средневековье, богатое и другими любопытнейшими фактами.
Как ни странно, но хроника дамской дуэли могла бы быть куда полнее, если бы письменность возникла раньше. Ведь в свое время царил матриархат, и женщины занимали активную жизненную позицию. Однако в просвещенном ХVI веке дуэлянтки возмущали общество не только во Франции.
Летописи миланского женского монастыря святой Бенедикты содержат точную дату еще одной женской дуэли. Две знатные синьориты прибыли к бенедиктинкам 27 мая 1571 года и попросили дать комнату для молитвы. Однако вместо мирной беседы с всевышним барышни выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Шум и гам из-за запертой двери перепугали монашек, и когда бенедиктинки сумели взломать дверь, на полу лежали две окровавленные дамы. Одна была убита, вторая истекала кровью.
Женская дуэль как средневековый тренд
Европейские страны, где была развита литература и искусство, первыми зарегистрировали у себя дамские дуэли. В Британии, Франции, Италии и Германии представительницы прекрасной половины человечества по любому поводу скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты.
Повод можно было высосать из пальца: платья одного кроя, любовный интерес, неодобрительный взгляд сводили женщин с ума. Драться стало модно, а подробности жестокой дуэли служили чуть ли не к чести этих знатных дам. Однако средневековый тренд был опасным для жизни, ведь 8 из 10 поединков заканчивались смертью молодых, красивых и богатых женщин. У мужчин всё было не настолько кровожадно — 4 из 10, поскольку правила были прописаны чрезвычайно подробно.
Женские дуэли правил не имели, так что дрались отчаянно. До чего только не доходил изощренный женский ум: смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненной. Увы, но наши соотечественницы тоже оставили свой след в истории женских дуэлей.
Дамы в России знали толк в дуэлях
Моду на женские дуэли завезла в Россию будущая Екатерина Вторая. Дело в том, что она родилась в Германии, где дуэли между дамами существовали. В детстве принцесса София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская (настоящее имя Екатерины) росла сорванцом, так что когда ее вызвала на дуэль родственница-ровесница, София не дрогнула. Две 15-летние барышни заперлись в спальне Софи и на шпагах доказывали свою правоту. Но быстро устали и помирились.
Так что в России бум женских дуэлей начался в царствование Екатерины II: в одном только 1765 году зафиксировано 20 дуэлей, на восьми из которых секунданткой была сама императрица. К ее чести, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов и гнула линию «До первой крови». Ее подруга Екатерина Дашкова тоже дралась на дуэли с герцогиней Фоксон, приехавшей из Англии: две интеллектуалки не сошлись в мнении о каком-то научном вопросе.
В восемнадцатом веке петербургские светские дамы продолжали драться на дуэли. В салоне госпожи Востроуховой в 1823 году состоялось 17 дуэлей. А вот во Франции появилась новая мода: дуэлянтки дрались полуобнаженными, а иногда и полностью раздетыми. Так поединки приобрели пикантность, правда, ненадолго.
Дуэль любовниц — самый популярный вид женского поединка
Популярность женских дуэлей продержалась несколько веков, и самым распространенным поводом для нее была, конечно же, любовь. Мужчинам нравилось, что за их благосклонность дамы готовы были драться не на жизнь, а на смерть. К дуэлям были предрасположены дамы высшего света, склонные к эпатажу.
Самым ярким примером дуэли любовниц стал случай с Жорж Санд — музой и возлюбленной польского композитора Фридерика Шопена. Мария д’Агу, тогдашняя возлюбленная композитора Ференца Листа, приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль. Поразительно, но в качестве оружия Мари указала острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его, лишь когда женщины разрешили спор. Победивших в этой дуэли не было, однако Жорж Санд дрогнула. Она все же решила уступить лыжню более темпераментной графине д’Агу.