Москва, 12.11.2020, 19:12:32, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Елена Вайло.
В Духовном управлении мусульман России выступили против заключения браков с людьми, которые исповедуют другие религии. При этом о данном запрете говорится в богословском заключении.
Что же такое межконфессиональные браки, почему их запретили и будут ли исключения из правил?
Межконфессиональные браки — что это такое?
Под межконфессиональным браком подразумевается брак между мужчиной и женщиной, которые исповедуют разные религии. Такие браки еще называют смешанными, и они заключаются чаще всего как гражданские. Но бывают случаи, что их оформляют и как религиозные. Этот вопрос решает религиозная доктрина обеих религий.
Большинство религий по поводу заключения межконфессиональных браков молчат, некоторые их разрешают, но при определенных условиях и обстоятельствах.
В смешанном браке партнеры сами для себя решают, какую религию исповедовать. Но самый важный вопрос заключается в том, в какой вере они воспитают детей.
В исламе межконфессиональные браки разрешены в том случае, если женщина-иноверка примет ислам и дети также буду воспитываться в исламе.
Почему мусульманам запрещены межконфессиональные браки, и кто поддержал их запрет?
Члены Духовного управления мусульман России объяснили свое решение запретить межконфессиональные браки тем, что из-за браков мужчин-мусульман с женщинами других религий значительно уменьшаются шансы женщин-мусульманок найти себе мужа, исповедующего ислам. Именно поэтому они вынуждены выходить замуж за немусульман, что категорически запрещено канонами, объясняется в муфтияре.
Запрет межконфессиональных браков поддержали в Чечне. По словам муфтия Чечни Салаха-хаджи Межиева, браки мусульман с представителями других религий существовали в исламе давно, и это общеизвестная истина. Поэтому никаких споров или удивлений, разногласий по этому поводу возникать не должно, сказал он.
Межиев акцентирует внимание на том, что сам запрет межконфессиональных браков у мусульман преследует благородную цель — «укрепление семьи, ее духовных основ, снижение числа разводов и разногласий».
А вот другая мусульманская организация — Духовное собрание мусульман России — это решение осуждает. Ведь «запрет браков мужчин-мусульман с иноверками противоречит тому, что сказано в Коране», считает муфтий Альбир Крганов, добавляя, что Коран гласит: «Всевышний разрешает браки с людьми Писания (мужчин мусульман с иудейками и христианками)».
Но при этом Крганов отмечает, что в исламе женщинам-мусульманкам действительно запрещено выходить замуж за иноверцев, а вот мужчинам-мусульманам жениться на женщинах из других религий можно, так как мужчина принимает решение за судьбу созданной им семьи, и он должен сделать так, чтобы его дети воспитывались в исламе, и чтобы его веру приняла и жена.
Запрет смешанных браков, но есть исключения
Запретив межконфессиональные браки, в Духовном управлении мусульман России отмечают, что исключения из правил все же могут быть. Так, принимать окончательное решение о возможности заключения такого брака должен будет муфтий, который взвесит все обстоятельства каждого конкретно взятого случая. Но межконфессиональные браки не должны стать массовым явлением при этом, а только лишь единичными случаями.
Добавляется, что мусульманин может жениться на иноверке в том случае, если она согласна следовать предписаниям Корана. По мнению богословов, это логично и правильно, ведь двух близких людей, мужа и жену должны связывать одинаковые жизненные ценности. В этом — залог прочности их союза.
В Госдуме запрет смешанных браков у мусульман осудили, а юристы законных оснований для этого не нашли
В то же время Госдума осудила такое решение Духовного управления мусульман. По словам депутата и телеведущей Оксаны Пушкиной, «любовь не знает ни расы, ни национальности, ни религии». А смешанные браки «помогают укрепить межконфессиональный мир».
Более того, юристы не нашли законных оснований для запрета межконфессиональных браков. Ведь, как отметил юрист ассоциации «Агора» Дамир Гайнутдинов, в «России гражданское состояние регулируется исключительно законом, а данное богословское заключение касается лишь исламского ритуала, который существует параллельно с государственным и не порождает правовых последствий».