Москва, 02.12.2020, 18:24:13, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.
Устное народное творчество занимает важное место в понимании народа как такового. И былины о богатырях остаются занятным и познавательным чтением в наши дни, когда интересам к истокам фольклора забил с новой силой. Былины о богатыре Святогоре (он же Вышегор в других источниках) — одни из самых противоречивых, а потому привлекательных для читателя. Многое непонятно в судьбе могучего русича, но он прославился своей фантастической физической силой.
Былина «Илья Муромец и Святогор» обычно выпячивает подвиги Ильи, а Святогор остается на заднем плане. Сюжета как такого в этом сказании нет: это просто описание путешествия, совершенных мужчинами в самом расцвете сил и энергии. И если о Муромце знают все, то личность богатыря Святогора начали прояснять лишь недавно.
Кто такой Святогор-богатырь?
Былина о Святогоре гласит, что удивительный мальчик появился в семье слепого великана. И когда юноша подрос, оказалось, что «не носила его мать сыра земля» — настолько тяжел был богатырь. На планете было одно лишь место, где Святогору жилось хорошо — Святые горы. Там-то Илья и повстречал гиганта, который шутя закинул в себе карман Илюшу и его коня. Еще после пары стычек Илья и «предивный богатырь» братаются.
Народный сказ о совместном путешествии богатырей разнится в некоторых местах, но суть остается прежней — идет интенсивный обмен опытом, причем ментором выступает Святогор. Он не только крупнее и сильнее, но и мудрее, чем Илья. Муромец вряд ли обладал внушительным багажом знаний после 33-летней ссылки на печи.
Курс молодого бойца и путешествие по Святым горам приводят к дружбе, проверенной неприятностями и неожиданностями, столь частыми в пути. По дороге богатыри наведываются к слепому отцу Святогора, тот тоже богатырь. Кстати, переводчики склоняются к мысли, что слепым отца Святогора назвали ошибочно: слово «темный» перевели как слепой, но род этот богатырский был вездесущ и всевидящ.
Но странная встреча с дубовым гробом, который стоял посреди дороги, путает все карты. Илья почему-то решает улечься в этот гроб, но он оказывается очень велик. Зато Святогору гроб как раз впору. Более того, слепой великан настолько комфортно чувствует себя в этом деревянном прибежище, что просит Илюшу накрыть его крышкой (или же крышка наваливается сама собой). Снять крышку у Ильи не получается — гроб запечатывает Святогора навеки.
Осознав неотвратимость смерти в гробу, Святогор завещает Илье свой меч, а также предлагает воспринять часть его огромной силы и мудрости через последний его выдох.
Былина о великане Святогоре не имеет четкого сюжета
Былина как литературное произведение не отличается выписанным сюжетом. Современные каноны критики тут неприменима, зато вспоминается пушкинское «Сказка — ложь, да в ней намек». Намеков в сказании о Святогоре полно.
На ранних этапах изучения былинного эпоса Святогор казался критикам воплощением природной стихии. Однако непонятны его странствия и возможность жить лишь в одном географическом месте — Святых горах. На Руси ли эти горы? Если нет, то получается «богатырь-стихия» не может появляться «на Святой Руси» и помирает где-то на задворках в рукотворном гробу.
Историографы робко попытались провести параллель между смертью великана Святогора и египетским Осирисом. Дескать, оба божества умерли, чтобы потом воскреснуть. Но если в северной Африке такой подход прокатил, на Руси с воскрешением было туго. Да и не был Святогор божеством, даже несмотря на тогдашние языческие нравы.
Скорее всего, Святогор в былинном эпосе был «отцом» всех богатырей — именно он открыл серию сказаний о небывало мужественных и сильных русичах, до последней капли крови отстаивавших интересы Руси-матушки.