Москва, 14.12.2020, 22:32:51, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.
Семья Овечкиных и «Дело «Семи Симеонов» в 1988 году получили всесоюзную известность, и флёр этой трагедии до сих пор преследует музыкальную фамилию. Дело в том, что семейный ансамбль Овечкиных из Иркутска пытался угнать самолет в Лондон — теракт взорвал советскую общественность, да и сегодня о нем не забывают. По мотивам трагедии даже художественный фильм сняли — «Мама» с Нонной Мордюковой в главной роли.
Первое, что поражает в семье Овечкиных — то, что их было 11 детей (7 мальчиков и 4 девочки). Отец большого семейства ушел из жизни рано — в 1984 году, детей не любил, бил и эксплуатировал как бесплатную рабсилу. Мог даже стрелять в них ружья, так что о здоровой психике детей речи быть не могло. Мать Нинель была забитой женщиной, рано вышла замуж и как личность была совершенно не развита. Впоследствии это сильно ударит по ее детям.
Была у Овечкиных фамильная черта — музыкальный слух, и сыновья сформировали ВИА «Семь Симеонов». В ансамбле звучали ударные, труба, саксофон, контрабас, фортепиано, тромбон и банджо. И хотя дочери не играли, они работали костюмершами и гримершами.
Группа «Семь Симеонов» представляла Иркутскую область на московском Фестивале молодежи и студентов в 1985 году. О необычной семье сняли документальный фильм, и пиар «Симеонов» после этого набрал обороты так сильно, что в родном Иркутске многодетная получили две трехкомнатные квартиры вместо привычного частного дома с шестью сотками.
«Семь Симеонов» решили сделать карьеру на Западе
Музыкальная карьера развивалась, и в 1987 году Овечкины гастролируют в Японию. Семейные бэнды тогда были на пике мировой славы, и братьям предложили строить карьеру на Западе. По недомыслию они отказались, но позже пожалели — мечта о сладкой жизни неуклонно разъедала душу. Третий по старшинству брат Олег (21 год) озвучил план о побеге, а мать Нинель предложила захватить самолет. В праздничный день 8 марта 1988 года семья летит в Ленинград с посадкой в Кургане на фестиваль — это и был день Ч.
В СССР частота рейсов была потрясающе высокой: огромная страна летала круглосуточно и в самых различных направлениях, так что угоны редкостью не были. Аэрофлот напару с МВД и КГБ проводил необходимую подготовку персонала, а экипажи придерживались простых инструкций. Кроме того, на борту любого авиалайнера в СССР всегда находился милиционер, а кабина пилотов закрывалась укрепленной дверью — Служба авиационной безопасности работала на совесть, а предполетный досмотр был строгим.
Но в случае с Овечкиными случилась осечка: сотрудница аэропорта ограничилась поверхностным осмотром музыкального скарба, а в футляре контабаса были два обреза и самодельные бомбы.
Братья Овечкины внезапно летят Лондон
После промежуточной посадки в Кургане командир экипажа Куприянов получил записку: «Следовать в Англию (Лондон). Не снижаться. Иначе самолет взорвем. Вы находитесь под нашим контролем». В ответ на агрессию начались переговоры, которые вел бортинженер Иннокентий Ступаков. По инструкции он должен был убедить террористов в необходимости дозаправки, но Овечкины соглашались не нее вне границ СССР. Сошлись на финском городе Котка, но на земле решили, что в случае пересечения границы самолет будет уничтожен.
Блестящая работа КГБ спасла советских пассажиров от гибельной руки Овечкиных
Штурм проводили в Вещево, а для «заправки» самолета подъехала цистерна с традиционной надписью на русском «Огнеопасно». Осознав, что это не Финляндия, Дмитрий Овечкин убил бортпроводницу Тамару Жаркую. Братья ломились в кабину пилота, но укрепленная дверь поддаваться не собиралась.
Параллельно группа «Альфа» КГБ (советский спецназ) в Вещево готовила штурм: бойцы проникли в салон через кабину, багажный отсек и атаковали снизу. Овечкины осознали безысходность ситуации и открыли пальбу. Безумцы даже взорвали в салоне бомбу, планируя подорвать и себя, но из-за самоделки никто не пострадал. Зато начался пожар, в котором задохнулось три человека.
Пассажиры среагировали несмотря на суматоху и через аварийный выход выпрыгивали с большой высоты, многие травмировались. Группа захвата с ними не церемонилась, не до этого. Среди Овечкиных началась паника, закончившаяся трагедией.
Василий Овечкин (самый старший брат, 26 лет) приказал беременной (!) сестре Ольге, чтобы она вывела из самолета младших — Татьяну, Михаила, Ульяну и девятилетнего Сергея. Мать Нинель слетела с катушек и приказала Василию застрелить братьев и себя. Так погибли Дмитрий, Александр, Олег, Василий и сама Нинель. Игорь (17 лет) спрятался в кухне самолета.
Трагический итог теракта — девять погибших (пять Овечкиных, убитая ими стюардесса и три пассажира). Ранения и травмы получили 19 человек, в том числе два милиционера. Самолет Аэрофлота сгорел практически полностью, ущерб составил 1,3 млн рублей.
Ирония судьбы: выжило семь Овечкиных
По иронии судьбы выжило семь Овечкиных, или «Семь Симеонов»: самая старшая сестра Людмила (32) года давно жила отдельно со своей семье и о готовившемся ужасе не знала. На суде отвечали Игорь и Ольга — младшие дети не достигли возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Обвинение так охарактеризовало странную семью:
«Обладая музыкальными способностями, братья Овечкины с помощью городских организаций в 1982 году создали семейный музыкальный ансамбль «Семь Симеонов», однако преследовали при этом только одну цель — избавиться от непривлекательного, на их взгляд, труда в своем подсобном хозяйстве, зарабатывая деньги в составе ансамбля».
Игоря посадили на восемь лет — минимально возможный срок, Ольге дали 6 лет (смягчили ввиду беременности). Младших Овечкиных распределили по школам-интернатам, но в итоге всех вместе собрала к себе Людмила. Вырвавшись из многодетной семьи, она была вынуждена вернуться туда снова, удивительный гештальт.
Дальнейшая судьба Овечкиных не сложилась, изломанные судьбы у всех. После отсидки Игорь и Ольга стали алкоголиками, погибли в пьяных драках, Ульяна пыталась покончить с собой, став инвалидом. С музыкой связал жизнь только Михаил: стал джазистом, много и успешно играл за границей и единственный вырвался из порочного круга. В 2012 году перенес инсульт, теперь проживает в хосписе в Барселоне. Увы, слишком часто многодетная семья не означает семейную поддержку и благополучное развитие человека.