4 мая отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 4 мая
Обретение мощей преподобного Феодора Санаксарского
Память иеромонаха Феодора (обретение его мощей). Мирское имя — Иван Игнатьевич Ушаков (1718-1791 гг.). В 20 лет стал отшельником. В 1748 году пострижен в монахи с именем Феодор. В 1774 году сослан в Соловецкий монастырь. Считается возобновителем Санаксарского монастыря.
Проклов день
Священномученика Ианнуария, епископа Беневентского, и с ним мучеников Прокула, Соссия, Фавста, диаконов, Дисидерия, чтеца, Евтихия, Акутиона
Церковь чтит память святых, погибших в муках за исповедование христианской веры во время гонения императора Диоклитиана в 305 году.
День ангела, 4 мая, мужские и женские имена
По церковному православному календарю 4 мая отмечается 10 мужских именин. Перечень именин поможет в выборе имени для мальчика, рожденного в этот день.
4 мая именины отмечают
Мужчины
Александр от древнегреческого имени Александрос: алекс — «защищать» и андрос — «мужчина», «человек»
Алексей от древнегреческого имени Алексиос — «защитник»
Денис от древнегреческого имени Дионисиос — «принадлежащий богу Дионису»
Иван от древнееврейского имени Йоханан — «Яхве милостив» от древнеиудейского Иоанн — «помилованный Богом»
Максим от римского родового имени Maximus — «величайший»
Николай от древнегреческого имени Николаос — «победитель народов»
Теодор в переводе с латинского — «дар Божий», «посланник Бога»
Федор современная форма греческого имени Теодорос (Теодорос, Феодорос) — «дарованный Богом», «Божий дар»
Яков от древнееврейского имени Яакоб — «держащийся за пятку»
Ян польская, белорусская и древнерусская формы древнееврейского имени Йоханан — «Яхве милостив»
4 мая – традиции, ритуалы, обычаи в Проклов день
В народе святого Прокла считали защитником от нечисти, поэтому, по традиции, 4 мая старейшины проводили особенный обряд по изгнанию злой силы.
Для этого собирались за околицей и кричали различные проклятия в адрес темных сил, повернувшись при этом на запад, – по приметам и поверьям, именно в западной стороне обитают все злобные духи.
Люди верили, что в ночь на Прокула колдуньи травят траву, и она становится ядовитой. Чтобы изгнать ведьм, женщины надевали на себя белые одежды, подпоясывались красными поясами, за которые клали чертополох, и всю ночь караулили.
Они ходили вокруг полей и огородов, держа в руках веники, собранные из сухих веток крапивы, зверобоя и полыни, которыми периодически размахивали над собой.
4 мая не работали, уделяя особенное внимание скотине, которой могли навредить кикиморы, проснувшиеся после зимней спячки.
С самого утра обрызгивали входные двери в хлев святой водой, после на стенах рисовали мелом или углем кресты, вешали колокольчики, чтобы они звенели и отгоняли нечисть. Хозяева с этой целью тоже создавали большой шум – периодически били в тазы и ведра, громко разговаривали или пели песни.
Девушки в Проклов день одевались в лучшие сарафаны и хороводили вокруг яблонь. Таким образом они лелеяли теплую погоду, чтобы можно было заниматься севом. Потом шли в лес, где оставляли на полянке корзины с угощениями, – так задабривали лесных духов, проснувшихся после зимы и вышедших их своих нор и дупл.
Не забывали 4 мая и о Домовом – главном защитнике жилища от происков злых духов. Выметали из всех углов мусор, протирали от пыли окна, чтобы больше солнечного света впустить, и ставили в углу у печки сладкие пироги – любимое лакомство маленького хозяина дома.
Проводили в Проклов день обряды и ритуалы на избавление от негативной энергии в доме, которая могла проявляться скандалами, неудачами, одиночеством и другими неприятностями. При этом обязательно читали магические заговоры.
Ритуал, чтобы жить в мире и согласии 4 мая, в Проклов день брали новый веник и мели им, начиная от печки и заканчивая входной дверью.
Собранный мусор сжигали в печи, приговаривая:
«Все обиды сгорят, к нам их не возвратят. Домового пирогом угощу, все ссоры его выкинуть попрошу. Ты нам, хозяин, помоги, все неприятности из дома унеси».
Затем выпекали пирог, который резали на три части.
Одну оставляли в чулане, вторую клали за входной дверью, а третью – за воротами. Хозяевам его нельзя было есть.