Началом Великого поста (Четыредесятницы) у католиков считается Пепельная среда. Другие названия Пепельной среды: Скверная среда, Чёрная среда, Адамов день, Кривая среда, Безумная среда. Её ежегодная дата не постоянна. Пепельная среда наступает в феврале-марте примерно за 40 дней (не считая воскресений) до начала праздника Светлой Пасхи.
Пепельная среда 26 февраля, начало Великого поста у католиков
В этот день священник наносит исповедовавшимся крест из пепла или же в знак смирения и покаяния посыпает головы верующих пеплом. Также это действо напоминало христианам, что их тело лишь прах земной. Этот обычай имел древние библейские истоки. Пепел должен быть именно из вербы (или ветвей пальмы), который сохраняют с самого Вербного (Пальмового) воскресенья.
С 10-го века, отлучённые от церкви грешники, могли вновь присоединиться к ней, и сделать это надо было до Великого поста. Для таких людей проводился обряд с посыпанием головы пеплом. Это зрелище было настолько ярким и символичным, что с тех пор решено было начинать Великий пост с Пепельной среды. А до этого Четыредесятница на Западе начиналась с воскресенья. Во время действия с пеплом священник приговаривал: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» либо «Помни, что ты — прах, и в прах возвратишься». После этого у католиков начинается Великий пост, который длится 46 дней, в отличие от поста в православии продолжительностью 48 дней.
Традиции этого дня
В этот день, в соответствии с древним обычаем, верующим наносится на лоб знамение креста освященным пеплом. В еврейской традиции посыпание главы пеплом символизирует скорбь и покаяние.
C 3-4 веков Церковь стала возлагать пепел на головы публично кающихся, после исповедания ими своих грехов. С 10 века голову пеплом стали посыпать все верные, чтобы обозначить свое вступление на путь обращения. В 14 веке возложение пепла встречалось в Западной Церкви уже повсеместно.
Во время обряда возложения пепла священник повторяет: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» или «Помни, что ты прах, и в прах возвратишься». Эти слова и действия символизируют сердечное сокрушение и покаяние, с которыми христианин начинает пост.
Пальмовые (или вербные) ветви, сохранившиеся с прошлого праздника Входа Господня в Иерусалим (Пальмовое воскресенье), сжигаются, а собранный пепел освящается. Огонь, сжигающий ветви верб, указывает на огонь любви, который превращает все грешное в пепел.
Католическая Церковь различает понятия «пост» и «воздержание от мяса». Воздержание от мясной пищи обязательно во все пятницы года, кроме больших праздников. В Пепельную среду и Страстную пятницу Церковь предписывает верующим соблюдать строгий пост — в этот день нельзя есть мясо, а постную пищу можно есть досыта только один раз в день.
В случае, когда кто-то не может соблюдать необходимые предписания, Церковь позволяет провести дни покаяния иначе. При всей важности телесного воздержания, еще более важными являются дела милосердия и молитва.
Надо сказать, что в православии Великий пост начинается в понедельник, который называется Чистый понедельник.
Символика сорока дней
По смыслу Пепельная среда должна наступать ровно за сорок дней до Пасхи, однако, если посчитать календарные дни, их окажется чуть больше. Все дело в том, что в католической церкви «в зачет» идет не все.
«Изначально сорок дней было числом условным: когда-то, в первые века христианства, пост длился всего две-три недели и даже меньше. Но и тогда он назывался именно Четыредесятницей в память о 40-дневном посте самого Христа. Цифра 40 вообще символична для христианства, и Церковь стремилась привести практику в соответствие с этим названием. И сегодня в католической церкви Великий пост все-таки длится ровно сорок дней — просто с древнейших времен и до сих пор воскресенья не являются постными днями в строгом смысле слова», — пояснил священник Кирилл Горбунов.
Воскресные дни католической Четыредесятницы приравниваются по своей значимости к великим праздникам и посвящены воспоминанию о важнейших событиях земной жизни Иисуса Христа: сорокадневном пребывании в пустыне, преображении, беседе с самарянкой, исцелении слепорожденного и воскрешении Лазаря.