Для жителей небольшой республики Тыва (Тува) в Восточной Сибири Новый год приходит два раза в году: первый раз они его отмечают по григорианскому календарю, а второй раз – согласно своим древним культурным традициям. Тывинский Новый год носит название Шагаа.
Шагаа — это новый год по лунному календарю, один из самых крупных праздников в календаре тувинцев. Праздник Нового года приходится на начало белого месяца по лунному календарю (по европейскому календарю это конец января-февраль). Дату праздника определяют ламы. В 2020 году новогодний праздник будет праздноваться 24 февраля. Интересно, что Новый год наступает не в полночь, а с восходом в первый новогодний день.
Традиции и обряды Шагаа
На Шагаа даже самые бедные араты должны проявить хлебосольность, на праздник в каждой юрте достают специально припасенные продукты. В преддверии Шагаа готовят большое количество угощения для всех, кто зайдет в праздничный день в гости.
Празднование тывинского Нового года проводится с большим размахом. Подготовка к нему идет заранее, делают продуктовые запасы, чтобы можно было приготовить потом роскошный праздничный стол. Пиршества обязательны. В преддверии праздника обязательно нужно убраться в доме и вокруг него, украсить – это будет залогом приятных перемен в следующем году.
Перед Шагаа нельзя ложиться спать всю ночь, чтобы не проспать рассвет: тывинцы считают, что Новый год приходит в тот момент, когда на ладонях можно рассмотреть линии.
Все, одетые в праздничную национальную одежду, собираются, чтобы не пропустить этот момент. При встрече принято обмениваться традиционным рукопожатием Чолукшуур: те, кто старше, сверху покрывают ладони младших.
Еще один обязательный обряд – поджигание священного костра. По традиции священный огонь зажигают лама или старейшина, после чего в костер кидают угощения, чтобы задобрить духов. После этого семьи собираются за столом и, если кто-то приходит в гости, он обязательно должен присоединиться – голодным его уже хозяева не отпустят.
В наше время в ночь накануне прихода Шагаа в буддийских храмах Тувы проходят праздничные молебны. Всю ночь работает универсальный спортивный зал «Субедей», открыт музыкально-драматический театр, где также проходит праздничный молебен. Ранним утром на горе Доге в предместье Кызыла совершается обряд сан-салыры. Днем на площади Арата устраиваются уличные гулянья, в театре и филармонии проходят праздничные концерты мастеров искусств Тувы. Первый день Шагаа проходит в визитах к родственникам и обмене подарками.
В старину на праздник Шагаа было состязание, в котором соревновались, кто больше съест: победителю доставался конь. Сегодня стараются возродить почти утраченные за годы существования Советской власти традиции, чтобы вернуть прежний колорит и размах праздника Шагаа.
Какие блюда готовят для встречи Шагаа
На Шагаа в каждой юрте достают специально припасенные продукты, которые заготавливали ещё осенью, перед зимней перекочевкой. Традицию заготовки мяса и хырбача (мясное ассорти) называли үүже кылыр.
В канун Шагаа из хырбача варился очень наваристый и вкусный суп мүн, а другую почетную праздничную еду хой ужазы (овечий курдюк) устанавливали в почетной части юрты дөр. Этому блюду придается особое значение, обычно оно предназначается самым уважаемым гостям.
Вареный курдюк кладется в нарядное корытце и обкладывается по краям лепешками улдуң-боова. Жирный курдюк — показатель достатка и сытой жизни. Угощение этим блюдом — пожелание процветания, подразумевающее уважительное отношение к гостю, чтобы он и дальше жил богато и без печалей. Также варили хан – кровяную колбасу; кургултай – прямую кишку, начиненную мясом; манчы – тувинские пельмени и тд.
Для Шагаа готовили различные виды выпечки (боова — пресные лепешки, боорзак — печенье в виде жаренных в топленом масле кусочков теста) и белую пищу (ак чем). К белой пище относятся различные виды молочных продуктов: сүттүг шай — молочный чай, саржаг — топленное масло, өреме — молочная пенка, быштак — пресный и прессованный сыры, курут — разные виды высушенной гущи, полученной из кислого молоко и др. Белую пищу ставили в почетной части юрты – дөр, перед буддийским алтарем, как подношение божествам и зажигали лампаду.
С особым трепетом готовили лепешку улдуң-боова (форма которой напоминает подошву от обуви), которое символизирует след человека на Земле. След может быть счастливым и несчастливым. Угощая лепешкой улдун-боова, выражают желание, делить со всеми счастье и горе. Улдуң-боова готовили только во время наиболее значимых праздников и похорон. Во время Шагаа друг на друга складывают нечетное количество лепешек улдуң-боова, на сложенные пласты накладывают өреме и сладости. Лепешки обычно лежат до 8-го числа нового месяца и только потом их раздают гостям.