Москва, 25.12.2020, 18:13:11, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.
Русский народ никогда не отличался звериной жестокостью, хотя в средние века бывало разное. Однако российские самодержцы предпочитали своих неугодных жен ссылать, а не убивать. Этому было много причин, порой удивительных. Неугодных цариц в истории России было немало — история каждой уникальна, но их жизнь заканчивалась одинаково, ведь ссылка жены в монастырь была неписаным правилом.
Жизнь цариц и княжон на Руси всегда была тесно связана с монастырями, их по всей стране было очень много. Монастыри выполняли множество функций, от религиозных до народнохозяйственных. Царицы курировали монастыри, а еще их часто туда ссылали, когда они становились неугодны мужьям-самодержцам. Первым таким задокументированным случаем стала Ирина — жена Ярослава Мудрого. Ирина приняла постриг, и именно после этого появилась традиция уходить в монашество перед смертью как среди князей, так и княгинь.
Что означало для царицы — уйти в монастырь
«Уйти в монастырь» — устойчивое выражение, означавшее добровольный отказ от света. Женщина или мужчина по собственной воле принимали постриг, давали клятву жить в монашестве. Иными словами, для света такие люди «умирали», зато воскресали для религии — под новым именем.
В политике такой ход заприметили сразу, причем, не только на Руси. Везде, где была религия, существовали монастыри или прочие подобные заведения. А если есть монастыри, туда можно запроторить любого человека под предлогом «добровольно» принятого решения принять монашество. Политические противники довольно часто оказывались за монастырской стеной — без волос и в инокском одеянии. Пути назад не было.
Жена царя Василия III, или Первый насильный постриг в монашки
Соломония Сабурова стала женой царя Василия III в 1505 году, но за двадцать лет брака не произвела на свет наследника. Царь был в ярости, но не убивать же жену за это. Понятия развода на Руси не существовало, наоборот, была поговорка: «Женитьба есть, а разженитьбы нет» или «Муж с женою — что мука с водою: сболтать сболтаешь, а разболтать, не разболтаешь».
Для решения деликатного вопроса собрали боярскую думу, которая и предложила царю вариант с монастырем. В истории Росси это был беспрецедентный случай, и церковь была против такого шага. Тогда митрополита Варлаама лишили сана, а царицу насильно постригли в монахини. Остаток жизни Сабурова провела под именем Софии в суздальском Покровском монастыре Суздаля.
У Василия III сразу же родился сын от Елены Глинской: новая жена родила будущего царя — Ивана Грозного, который вовсю пользовался папиным средством избавления от неугодных жен. Иван IV обратил в монахини своих жен Анну Колтовскую и Анну Васильчикову, сослал двух невесток царевича Ивана (Евдокию Сабурову и Феодосию Соловую) в ставший популярным Суздаль.
Царевы жены насильно отправлялись в монастырь
Тренд избавляться от неугодных цариц приобрел особый размах в Смутное время, а Борис Годунов и Лжедмитрий I таким образом избавлялись от своих политических оппонентов. Более того, в монахи постригли и правителя Василия Шуйского с супругой Марией — вернуться в свет из монастыря было невозможно. Так появилось выражение «подвести под монастырь».
Петр I тоже сослал свою жену Евдокию Лопухину в монашки. Женщина по недомыслию отказала императору в разводе, за что и пострадала. Так что поехала Евдокия под конвоем в одиозный Покровский монастырь в Суздале, где в июне 1699 года стала инокиней Еленой на всю оставшуюся жизнь.
Вплоть до начала прошлого века монастыри по всей Европе и России были страшным местом для придворных дам. Если женщина попадала в опалу (а это было легко устроить, достаточно банального наговора) за прелюбодеяния, отступления от православной веры, уголовные преступления, на ней «ставили крест» — отправляли в монастырь.